Привет! Меня зовут Эмилия, и полгода назад мы с партнёром запустили агентство контент-маркетинга. За это время я успела много раз влюбиться и разлюбиться со своим проектом, подумать «боже нормально же жила» — но не сдаться и продолжить эту весёлую борьбу.
Спойлер алерт: сегодня не будет истории успеха, рассказанной за пинаколадой откуда-нибудь с океана. Я поделюсь инсайтами, о которых хотела бы знать, вынашивая лет десять мечту «хочу свой бизнес». Будет честно, будут цифры, факапы — и выводы.
Но для начала — немного личной истории.
Пару лет назад я в очередной раз провалила переговоры о повышении зарплаты — и вместо прибавки в 30 тысяч рублей получила всего 10 тысяч. Тогда я поняла — могу сколько угодно биться об этот стеклянный потолок, но если что-то не изменится, я так и останусь журналистом, который за 50 тысяч рублей работает без выходных и часто до полуночи.
Я настолько разозлилась на себя, что помню, как подошла к зеркалу, и сказала себе — ну хватит. Этого топлива хватило на то, чтобы уволиться и уйти в свой проект — развивать информационный сайт об Алании.
На тот момент я жила в Турции — просто потому что редакция позволила мне оставаться в штате и работать удалённо. Я переехала, потому что мне понравилась страна. Переезд организовала самостоятельно, в романтических отношениях с местными не состояла.
С сайтом про Аланию получалось неплохо, трафик рос, были комментарии, развивалось сообщество в Telegram.
Вместе с этим я стала соглашаться на фриланс, на который раньше просто не оставалось времени. Называла суммы, с которыми мне комфортно работать, а не «тыща за тыщу символов».
В декабре прошлого года я впервые в жизни заработала 550 тысяч рублей — в десять раз больше, чем зарабатывала, упахиваясь в редакции. Я смотрела на выписку на счёте и гордилась собой. Со мной работали Mail.ru, ReForum ‘’Winning The Hearts’’ и другие классные бренды. Я впервые научилась адекватно оценивать свой труд и отказываться от низкооплачиваемых проектов, где заказчики часто хотели выпить всю душу за два рубля.
Денег стало больше — и работала я больше, ведь привлекать сторонних авторов мне было страшно. Вдруг не справятся, а отвечать потом мне. Такое мышление позже приведёт меня к коллапсу рабочих процессов и преподаст важный урок. Ну а пока я наслаждалась жизнью — первые крупные доходы, путешествия, доступ к хорошей медицине.
А потом начался март 2020 года — и почти все фриланс-проекты прекратились. Мир будто немножко встал на паузу — и вместе с ним пришлось остановиться мне.
Это было сладкое и странное время одновременно. Сладкое, потому что можно было жить на сбережения, не переживая о завтра. Когда за окном коллапс, можно не ругать себя за безделье. Всё равно это ни на что не повлияет. Так за три месяца мировой паузы за я впервые за десять лет упорной пахоты примерила на себя образ пенсионерки, живущей на море на личный капитал.
Но это была только красивая картинка.
Всё это время я очень пыталась стать кем-то новым — например, отучилась на финансового консультанта в проекте Минфина, получив наконец документ, который позволяет мне консультировать. Развивала свой канал о личных финансах. Соглашалась на вялый фриланс, который приносил копейки. Но в найм по-прежнему выходить не хотела. Пообщалась с предпринимателем, который старался отговорить меня становиться финансовым консультантом. «Придумай, как ещё можешь быть полезна другим в сфере создания контента».
Этим созданием контента на тот момент я занималась уже лет десять, и я устала. От бесконечных правок и переписыванием по чужой указке, от задач, которые повторяются, от стеклянных потолков.
Конечно, я никого не послушала и продолжила. Даже завела блог в Instagram — и бросила его ровно через три дня, потому что это не моё. А делать больше было нечего — проекты на фрилансе почти иссякли.
Быстро стало понятно — мне нестерпимо скучно ничем не заниматься и не приносить пользы. Я физически чувствовала боль — так болит внутри, когда не реализуешь себя и не проявляешься. Я поняла, что хочу быть полезной, быть при деле, решать сложные задачи, идти на новые уровни — туда, где страшно. Но как это сделать и тем более что это за новые уровни — не понимала.
Немножко о любви. Вместе с этим мой любимый задавал себе похожие вопросы. Только в отличие от меня он не боялся делать что-то без гарантированного результата. Так одним летним днём он увидел пост основателя сервиса аналитики Roistat — о поисках директора по маркетингу. Возлюбленный увидел в этом возможность и за неделю собрал концепцию продвижения для Roistat: классную, в деталях, с душой.
И предприниматель откликнулся. Это был первый проект нашего агентства. Нашего — потому что спустя месяц я подключилась к напарнику, и мы вместе стали развивать агентство. Первый ребёнок — он у нас стал таким.
Я быстро забыла о том, что устала от работы над контентом. Потому что оказалось — вот ведь сюрприз — строить агентство и быть фрилансером это как Сибирь и Аргентина. Вот прям так. В первом — новые задачи, непонятные штуки, во втором — тепло, комфортно, сыто, но скучно.
За семь месяцев существования агентства мы многое поняли о себе, о нашей отрасли — и о людях.
Заваривайте чаю, сейчас расскажу правду. Которую я бы с удовольствием оформила в методичку и отдала бы себе пару лет назад — девочке, которая уволилась из офиса строить свои проекты.
Когда объём встреч и обязательств перевалил за тот, что мы способны переварить вручную без потери качества, мы поняли, что нашему агентству нужен ассистент. В штат. Звучит смешно, но ассистент появился раньше штатного автора, хотя ключевой продукт компании — это контент. Но нам казалось, что именно наличие ассистента каким-то образом упорядочит хаос стартапа. Наивные.
Мы быстро собрали базу резюме через знакомых — желающих поработать ассистентом в молодом агентстве оказалось много. В основном к на собеседования приходили студенты или недавние выпускники организации AIESEC — молодёжной некоммерческой организации, где я работала четыре года до старта основной карьеры.
Обычно выпускники AIESEC — адекватные и ответственные ребята. Но в этот раз что-то пошло не так. Мы наняли выпускника организации, но спустя шесть недель работы в агентстве он ушёл со словами «только дурак будет сидеть на ваших планёрках за десять тысяч рублей в месяц». Мне было странным видеть взрослого человека, который принял условия работы, а затем устроил истерику в переписке и стёр рабочий чат, а заодно и договоры с клиентами.
Мы с партнёром долго разбирали ситуацию по костям, пытаясь понять, какие ошибки совершили при найме и как этого избежать в будущем.
Результатом стала понятные ожидания по найму ассистента: кого мы ищем, какие обязанности входят в работу. Так выглядел документ — ссылка.
Что я поняла?
Идеи для регламентов в агентстве:
Работодатель — штука непростая, но часто надёжная. Особенно, когда у тебя есть руководитель, который финально отвечает за все процессы. В бизнесе немножко по-другому. Мне не у кого спросить совета, никто не решит за меня проблему, а отвечать за всё нужно своим лицом и своей репутацией.
В ситуациях, когда мне от стыда за провал перед клиентом хотелось плакать, я думала о тех, чья работа по-настоящему влияет на жизнь — врачах, учителях, строителях, например. Легче особенно не становилось, но простое осознание, что мою ошибку проще исправить, и никто не пострадает, немного придавало сил.
Например, однажды мы выпустили текст без согласования с героем. Думаю, после этого признания всем потенциальным клиентам, которые возможно читают этот текст, нужно срочно её закрыть и уйти к конкурентам. Но правда такая — ошибаются все. Даже ответственные перфекционисты. Герой негодовал, клиент негодовал, а мы много раз извинялись и обещали, что больше такого не случится.
Другая драма — та, которой я боялась больше недовольства клиентов. Что нам вдруг нечем будет платить зарплаты. И если с собой мы бы как-нибудь договорились переждать трудное время без излишеств, то перед сотрудниками есть обязательства. Я хорошо помню, почему любила найм, — за стабильность. И мне было страшно подводить людей, которые на это рассчитывают, устраиваясь в молодое агентство и доверяя нам.
Поэтому в самый сложный месяц, когда два ключевых клиента агентства взяли паузу в проектах, мы до тошноты в животе волновались за будущее компании. Но платили зарплаты и придумывали, как занять команду, пока нагрузка снижена на половину. Кажется, нам это удалось. Мы привлекли двоих новых клиентов, ситуация выровнялась.
Что я поняла:
В воздухе всегда было такое — «нужно быстрее, больше, сильнее». Какая глупая идея. Нужно так, как нужно, и ни на каплю больше. Сейчас поясню.
В ноябре 2020 года я поймала себя на мысли, что не так уж и плохо было быть фрилансером без стабильности с дырочкой в кармане. Зато не нужно так помирать на работе. Зато выходной — когда хочешь. Утром просыпаешься спокойным, а не дёргаешь сухим красным глазом в сторону телефона. Это стало тревожным звонком. Я не умею работать по принуждению, только по спокойной договорённости с собой и по большой любви к делу. Ситуация, в которой я жду выходного, а боюсь понедельника, — мой ночной кошмар.
Оказавшись в такой ситуации, посреди огромных рабочих завалов — настроить коммуникации внутри проектов, искать новых клиентов, выпустить тонну лонгридов, заплатить всем, ответить за лиды и конверсии — я остановилась.
Стало понятно — дальше так продолжаться не может. Или капельница, или мы что-то меняем. Тогда мы с партнёром сели распутывать узелки и разбираться, где пошёл системный сбой.
Всё оказалось просто и тупо — мы не рассчитали свою нагрузку, решив, что нужно быстро масштабироваться.
Не нужно! Не всем, не всегда.
Что я поняла:
В тот период я прочитала несколько книг, которые меня поддержали и остановили от безумия:
С идеей о том, что любимое дело — всегда источник горящих глаз и эйфории мне было прощаться сложнее всего.
Любимое дело — это:
Дело даёт ресурс — иначе бы никто не продолжал начатое. И большая идея — строить классное агентство, которое рассказывает миру о крутом бизнесе — вдохновляет меня и даёт электричества. Но есть и другая сторона. Теперь смотрю на всё целостно и адекватно. Даже самое любимое на свете может утомить. Как минимум потому что сидеть за стулом 10 часов подряд бывает утомительно.
Что я поняла:
Закатываю глаза и думаю «твою мать, лучше бы сама сделала». Полгода назад я искренне верила — «хочешь, чтобы было хорошо, сделай сам». Сейчас мне понятно, что это, наверное, неплохая идея, но если зацикливать всё на себе — компанию не вырастишь, потому что станешь тромбом бизнеса.
Если так продолжать, то ничего не сдвинется с места без проверки: статьи будут копиться, а люди — ждать и терять время, пока я что-то согласую.
Другая мысль, которая меня тревожила, — неужели я искренне считаю, что лучше меня никто не справится? Вторая мысль — если не дать человеку возможность проявиться, сделать ошибки и выводы, мы будем просто создавать видимость ответственности. Когда на самом деле решаю всё я, а другие делают так, как мне нравится. Звучит ужасно и странно.
Постепенно учусь делегировать. Например, я больше физически не успеваю писать статьи сама. И что обнаружилось — на рынке столько талантливых редакторов! Они гораздо опытнее и умнее меня. Пишут лучше, редачат круче.
Что я поняла:
Я смотрю на нашу компанию, как на самую интересную головоломку на свете. Это для меня кубик Рубика — складываешь одну сторону, думаешь, что всё понятно, а открывается новая грань. За эти полгода я узнала о себе больше, чем за последние пару лет в найме. Как под микроскопом видно свои неровности: страх делегировать, игры с эго, упрямство, желание отрицать свои ошибки.
Вместе с этим открывается какое-то бесконечное творчество — сам строишь по кирпичику свою компанию, взглядом обводишь всю её, растишь её, радуешься, благодаришь каждого клиента за доверие, чувствуешь себя полезным. И живым.
Короче — делайте бизнес, пацаны и девчата! Будет по-другому, и о себе вы узнаете очень много интересного.
Я понятия не имею, что делаю, но что-то делаю — и рассказала
об этом на битве за лучшего бизнес-сценатора — www.scenator.ru
Автор — Эмилия Гулиева.